1) Факторы, негативно сказывающиеся на развитии лайв коммерса в России:
• Сравнение с «магазином на диване» имеет негативные коннотации
• Стримы лайв коммерса воспринимаются большинством аудитории как реклама
• Рекламный контент не подразумевает длительный контакт – пользователь не готов к рекламному контенту более 3-5 минут
• Отсутствуют платформы для просмотра стримов и взаимодействия пользователей со стримером и товарами
• Существующий формат российских маркетплейсов не подходит селлерам. Производство стрим-контента более затратное (прежде всего организационно), нежели оформление карточки товара. Дополнительные издержки не приводят к соответствующему увеличению продаж
• Маркетплейсы анонимизируют взаимодействие с потребителем, не давая выстраивать длительную коммуникацию с повторными продажами, что могло бы нивелировать дополнительные издержки
• Все запускавшиеся платформы не предполагали механизма вознаграждения стримера и привлечения к продажам новых стримеров, перекладывая функцию создания контента на плечи селлеров
2) Основной вывод о причинах провала лайв коммерс в России:
• Лайв коммерс в России не умер, просто он еще не нашёл подходящего места в сложной экосистеме российской интернет-торговли.
• Насильственное встраивание в прокрустово ложе существующих форматов не приносит плодов – потребитель чувствует искусственность этого встраивания и не понимает нового формата.
Селлеры не готовы к дополнительным издержкам (организационным, временным, денежным) на использование этого инструмента. Существовавшие проекты перекладывали взаимоотношения со стримером на плечи селлера, порою проводя знак равенства между селлером и стримером.
• Стример – не производитель товара и не селлер, он не желает заниматься поиском поставщиков и закупками товара. Стримеры и люди, желающие ими быть оставались за бортом этого перспективного направления не в состоянии нащупать связь с селлером и предложить ему свои услуги. Тем не менее, сейчас показывает рост направление рекламных агентств, взаимодействующих с блогерами-инфлюэнсерами. Происходит это из-за потери блогерами привычной модели монетизации своего контента.
3) Успешная платформа лайв коммерса:
• Объединит в себе три стороны покупки лайвкоммерса: потребителя, стримера и селлера. А значит объединит в себе форматы маркетплейса и дроп-шиппинг платформы.
• Сумеет уйти от сравнения с «магазином на диване». На Западе провал лайвкоммерса объясняют проклятьем QVC: пытаясь запустить лайв-коммерс почти все западные платформы так или иначе сваливались в привычный формат телепродаж. А на российском рынке привычно следуют не азиатским, а западным трендам. Стрим - это про личные рекомендации. Демонстрация пользовательского опыта, онлайн-взаимодейтвие с аудиторией – это формат развлечения с пользой.